1.
Принять новый Закон о государственной поддержке СМИ, предусматривающий:
а)
полную отмену НДС для отечественных печатных и электронных СМИ;
б)
государственные субсидии всем СМИ в зависимости от тиража и реального охвата
зрительской (читательской) аудитории;
в)
единовременные госсубсидии новым печатным изданиям и социально-значимым
медийным проектам;
г)
дотацию АО «Казпочта» затрат по подписке и доставке читателям всей
отечественной периодики, особенно на селе. Ограничить стоимость услуг АО «Казпочта»
20-ю процентами от общих затрат на издание периодической печатной продукции;
д)
программу бесплатной подписки одного печатного отечественного издания (по
выбору) для всех казахстанцев, достигших 18-летнего возраста, а также для
малообеспеченных семей;
е)
меры социальной поддержки работников СМИ: ввести журналистов в перечень
льготных специалистов (подъемные, предоставление жилья, льготы на ипотеку),
включить в перечень образовательного госзаказа (грантов) обучение и
переобучение журналистов из районных газет, определить для журналистов
профессиональную категорию при оформлении пенсий, определить порядок оплаты
больничных листов из Фонда социального страхования.
Примечание:
Модели разветвленной господдержки, эффективные формы и методы успешно
применяются во Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии, Голландии, Канаде и ряде
других развитых стран мира.
2.
В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями Совета ООН по
правам человека декриминализировать клевету и оскорбление в соответствии с
предложенными ранее медийным сообществом республики поправками в Уголовный и
Уголовно-процессуальный кодексы.
3.
В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в
Республике Казахстан на 2009 - 2012 годы законодательно установить срок исковой
давности по делам о защите чести и достоинства в один год.
4.
Внести поправки в действующий Закон о СМИ, повышающие прозрачность механизма
государственной регистрации и перерегистрации СМИ. Установить на
законодательном уровне четкий уведомительно-разрешительный принцип и сроки
прохождения процедур регистрации и перерегистрации, исключив неоправданные
ограничения для прохождения этих процедур в уполномоченном госоргане.
5.
Для нормализации условий конкурентности на рекламном рынке и с целью поддержки
отечественных телерадиокомпаний (правообладателей) изучить совместно с
уполномоченными госорганами проблемы, связанные с трансляцией по сетям
кабельного телевидения казахстанских рекламных блоков при ретрансляции
популярных российских и зарубежных телеканалов. Трансляция казахстанской
рекламы в эфире ретранслируемых кабельных каналов искусственно ограничивает
сегмент отечественной телерекламы, перераспределяя ее в пользу операторов
кабельного ТВ. Тем самым снижаются рекламные доходы казахстанских
телерадиокомпаний.
6.
Навести порядок в сфере защиты авторских прав авторов, производителей и
правообладателей казахстанских фильмов, печатных и фотоматериалов, фонограмм и
видеопрограмм. Обеспечить соблюдение иностранными СМИ казахстанского авторского
законодательства в сетях кабельного телевидения.
7.
Ускорить обсуждение и прохождение в Парламенте законопроектов о свободном
доступе к информации. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть
засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение
информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены.
Последовательно инициировать вопрос об ответственности чиновников, вводящих
незаконные ограничения (аккредитация, ведомственные инструкции и правила) на
доступ к информации, а также своевольно трактующих установленную законом
субъектность норм о государственных секретах.
8.
Реформировать существующую практику проведения тендеров на освещение
деятельности госорганов и проведение государственной информационной политики в
СМИ с установлением более четкой тематики лотов, критериев эффективности и
мастерства публикаций, повышением доступности всех СМИ к участию в тендерах.
Дать в законодательстве юридическое определение «Официальное средство массовой
информации» и определить схему затрат на него.
9.
Инициировать на уровне Правительства создание в стране на основе
частно-государственного партнерства новой компании по пересылке и
распространению печатных изданий с сетью розничных пунктов в качестве
альтернативы естественному монополисту - АО «Казпочта».
10.
В соответствии с Законом СМИ может быть закрыто только по решению собственника
или суда. В этой связи необходимо ограничить суммы взыскания морального вреда в
судебных спорах о защите личных неимущественных прав 100 МРП с целью исключения
возможности разорения и закрытия СМИ в результате взыскания, превышающего его
финансовые возможности.
11.
Ограничения, налагаемые на свободу слова и СМИ в части защиты права физического
лица на публикацию его изображения, должны быть четко лимитированы в
отечественном законодательстве. Необходимо внести разумные коррективы в нормы
Гражданского кодекса, чтобы право на тайну личной жизни и публикацию
фотоизображений не принималось во внимание при наличии более существенного
общественного интереса.
12.
В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, разрабатываемого
сейчас в правительстве, административные наказания за процедурные нарушения
законодательства должны быть приведены в соответствие с тяжестью нарушения.
Арест выпусков продукции СМИ и оборудования, либо приостановление деятельности
СМИ в качестве наказания за процедурные нарушения являются недопустимыми. Они
противоречат международным стандартам и должны быть из исключены из
законодательства.
13.
Рекомендовать создать при Генеральной прокуратуре РК Общественный совет по СМИ
с целью защиты прав журналиста, разрешения возникающих конфликтов и исполнения
законодательства о СМИ.
14.
Внести в законодательные акты, касающиеся средств массовой информации, нормы
упорядочивающие деятельность юридических и физических лиц по распространению
печатных периодических изданий с целью исключения финансовых нарушений со
стороны распространителей и монополизации ими оптово-розничного рынка.
15.
По предложению делегатов учредить рабочий орган - Исполком Форума - для
практической реализации пунктов данного Заявления в структурах исполнительной
власти. Создать также временную рабочую группу Форума для урегулирования
вопросов с крупными корпоративными рекламодателями.
16.
Исключить из законодательства о госзакупках нормы, при которых тендеры на
информационные услуги в одной области может выигрывать печатное СМИ из другой
области.
17.
На уровне центральных госорганов отработать процедуру преобразования печатных
изданий, работающих в форме ГККП, в ТОО с 51-процентной долей государства.
Источник: http://www.kt.kz/ |